return_links(15); ?>
return_links(); ?>

Целители Киевской Руси

Вернуться на начальную страницу
Saint Agapit Pechersky - first healer in Ukraine-Rus
Первые аптеки и фармакология на Украине Prop.gif (1074 bytes) Prop.gif (1074 bytes)

А Г А П И Т

Из Патерика Печерского
(издание Киево-Печерской лавры)

Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцелений, пришёл к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его. И последовал он всей душой равноангельной жизни преподобного Антония, подвигов которого он был свидетелем; как тот великий муж, он сам служил больным и исцелял их своей молитвой, но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал им зелие от своего кушания, как будто оно было лекарственное. Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу. Когда кто из братии заболевал, преподобный оставлял свою келию (в ней не было ничего такого, что можно было бы украсть), приходил к больному брату и служил ему, подымая его, укладывая, вынося на своих руках и непрестанно соля Бога о спасении больного, если болезнь и длилась по воле Божией, чтоб умножить веру и молитву раба Божия Агапита. Aga.jpg (44490 bytes)
Преподобный
Агапит
И так, подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати: он исцелял молитвой своей всех больных и подавал им также зелие, которое варил себе для пищи. И за это он был назван врачом. Слух о нём распространился в городе, и многие больные приходили к нему и уходили здоровыми.
В то время жил в Киеве один врач, родом и верой армянин, искусный во врачевании, подобно которому прежде не бывало. Осмотрев лишь больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил ему день и час смерти, никогда не ошибаясь при этом и не пытаясь такого человека лечить. Из таких больных был принесен один в Печерский монастырь; он был первым боярином князя Всеволода, и армянин привёл его в отчаяние, предсказав через восемь дней смерть. Блаженный же Агапит, сотворив молитву о нём, дал ему принять зелие, которое он сам ел, и сделал его здоровым. после чего слава о преподобном промчалась по всей земле Русской. Армянин, уязвлённый стрелой зависти, стал укорять блаженного, послал в Печерский монастырь одного осуждённого на смерть, которому велел дать смертного зелия, чтобы он выпил его пред Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелия, которое он сам ел, творя о нём молитву, и так избавил от смерти осуждённого на смерть. С тех пор иноверный армянин ещё больше был возбуждён против преподобного. И научил единоверцев своих подать ему самому смертного зелия. Блаженные же выпил и остался невредим. Ибо Господь, сказав: «Если и что смертоносное выпьют, не повредить им, знает, как избавлять благочестивых от искушения» (2 Пет. 2.9).
После этого заболел в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, которого усердно, но безуспешно лечил армянин. Недуг усиливался. Поэтому князь, уже находясь при смерти, послал к Печерскому игумену (тогда игуменом был Иона), прося прислать к нему в Чернигов блаженного Агапита. Призвав его, игумен передал ему просьбу князя. Но блаженный Агапит, которого никогда не видали выходящим из монастыря и врачующим за его пределами, отвечал со смирением: «Если я с таким делом пойду к князю, то должен идти ко всем. Прошу тебя, отче, позволить мне не выходить из монастырских ворот для славы людской, от которой бегать до последнего его издыхания обещался я перед Богом; если хочешь, я лучше уйду в другую страну и возвращусь сюда, когда минует эта нужда». Посланный же князем, поняв, что не удастся ему призвать к господину самого блаженного Агапита. стал просить его дать хоть зелие для исцеления. По уговору игумена, блаженный дал посланному зелия от своей пищи; и когда оно было принесено к князю, и он принял его, то стал здоров молитвами блаженного.
Тогда князь Владимир Мономах пришёл сам в Печерский монастырь, чтоб видеть, кто тот, через кого Господь даровал ему здоровье: он никогда не видал блаженного и хотел почтить его подарком. Но Агапит, не желая быть прославляемым на земле, скрылся и принесенное для него золото князь отдал игумену. В скором времени тот же Владимир снова послал одного из бояр к Агапиту. Посланный, найдя его в келии, положил пред ним принесенное. Блаженный же сказал ему: «Чадо, я никогда ни от кого не брал ничего, потому, что никогда не исцелял силой моей, но Христовою; и теперь не нуждаюсь в этом». Боярин отвечал: «Отче, пославший меня знает, что ты не берёшь ничего, но прошу тебя, чтоб утешить сына своего, которому Бог даровал через тебя здравие, прими это и отдай, если хочешь, нищим». Отвечал ему старец: «Если ты так говоришь, возьму с радостью. Передай же пославшему тебя, что и всё прочее, что он имеет - чужое. и ничего не может он взять с собой из жизни, так пусть раздаст то нищим. Ибо Господь, Который Сам находился среди них, избавил его от смерти. Прошу его не ослушаться меня в том, чтобы не пострадать больше». Сказав это, Агапит взял принесенное золото, как бы для того, чтоб спрятать, вынес его из келии, бросил, а сам побежал и скрылся. Боярин же, вышедший вскоре, увидел все дары, брошенные пред вратами. Он подобрал их и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал ему о блаженном всё, что видел и слышал, и все поняли, что он истинный раб Божий, ожидающий награды только от Него одного, а не от людей. И князь, не осмеливаясь ослушаться святого, стал щедро раздавать своё имение нищим.
После многих трудов и богоугодных подвигов разболелся сам безвозмездный врач этот, блаженный старец агапит. Узнав это, вышеупомянутый врач-армянин пришёл посетить его и завёл разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зелием лечится такой недуг. Отвечал блаженный: «Тем, которым Сам Господь, как Врач души и тела, подаёт здравие». Армянин понял, что он не сведущ во врачевании и сказал своим: «Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве». Потом, взяв его за руку, сказал: «Истинно говорю я: на третий день он умрёт. Если же переменится моё слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом». Блаженный же с гневом сказал: «Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь о смерти, чем о помощи. Если ты искусен - дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня. Бог оповестил меня, что я отойду к Нему по истечении трёх месяцев». Армянин снова сказал: «Ты уже весь изменился; такие, как ты не живут никогда дольше третьего дня». Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться. Между тем, к преподобному Агапиту, самому столь тяжело больному, принесли из Киева другого больного для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью встал, как будто бы не болел, и, взяв своё обычное зелие, которое употреблял в пищу, показал армянину со словами: «Вот зелие. которое служит мне лекарством. Смотри и разумей». Тот же, посмотрев, сказал святому: «Оно не из наших, но, думаю, из Александрии». Блаженный посмеялся над его невежеством, дал больному выпить того зелия, и, помолившись, сделал его здоровым. Потом он сказал армянину: «Чадо, прошу тебя, поешь этого зелия со мной, если хочешь; потому что мне нечем угостить тебя». Отвечал ему армянин: «Мы, отче, постимся четыре дня этого месяца, и теперь пост». Услыхав сие, блаженный спросил: «Кто ты и какой веры?» Он отвечал: «Разве ты не слыхал обо мне, что я армянин?» Блаженный сказал ему: «Как же ты осмелился войти сюда, осквернить мою келию и держать мою грешную руку? Выйди от меня, иноверец и нечестивец!».
После этого блаженный Агапит, как предсказывал, прожил три месяца и, немного поболев, отошёл ко Господу месяца июня в первый день. И за то, что он был на земле безмездным врачом, получил великую мзду уже на небе, где нет болезни. Братия, опрятав его честные мощи, по обычаю, положили его с пением в пещере преподобного Антония.
По смерти святого, армянин пришёл в Печерский монастырь и сказал игумену: «С этих пор я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, Которому желаю работать в иноческом святом чине. Ибо мне явился блаженный Агапит, говоря: «Ты обещался принять иноческий образ, если же солжёшь, то с жизнью погубишь и душу». И я верую, что явившийся ко мне - свят; потому, что, если б хотел он долго жить здесь, Бог даровал бы это ему; я думал, что он не проживёт и трёх дней, Бог же прибавил ему три месяца, и , если б я сказал, что ему не прожить трёх месяцев, он жил бы три года. И я думаю теперь, что он сам хотел уйти от нас, как святой, желая Царствия святых. И если Бог взял его из временной жизни в этой обители, Он дал ему жизнь вечную в небесных обителях. Поэтому я желаю исполнить скорее приказание этого святого мужа». Выслушав эти слова от армянина, игумен постриг его в иноческий святой чин, дав наставление врачу чужих тел быть искусным во врачевании своей души, подражая блаженному Агапиту. Он провёл жизнь свою в Богоугодных подвигах, и в том же Печерском монастыре принял блаженную кончину в честь Врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава со безначальным Его Отцем, и со Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Находится в каталоге Апорт * Находится в каталоге HITUA